Сантехника
умягчители воды
Рестораны Харькова
Стеклопакеты Харьков
Столица австралии
 
 
архитектура
и культурная политика
 
проекты
история бюро
наш коллектив
наши достижения
партнёры
контакты
вакансии
новости бюро
медиа
обская панорама

Проект и реализация в контексте непредсказуемого Печать
14.10.2004 г.
В этой небольшой статье я обращаюсь к опыту проектирования и строительства двух объектов, заставивших меня задуматься о превратностях судьбы объекта на пути его становления от эскизного проекта до строительства и передачи в руки Заказчика. Вся болезненность и противоречивость этого процесса хорошо знакома любому практикующему архитектору. Очевидно, что в нем выражается вечный конфликт субъективного и объективного, теории и практики, гипотетической и реальной социальной востребованности объекта.

На мой взгляд, особенно остро этот конфликт обнаруживается при проектировании зрелищных зданий, теме мне наиболее близкой и знакомой.
Классический треугольник «архитектор – заказчик – подрядчик» дополняется
в процессе проектирования зрелищного здания фигурой «идеолога».
Им становится художественный руководитель или дирекция театрально-концертного учреждения или департамент культуры, преследующий цель выполнения им же сформулированного и утвержденного социального заказа. Именно здесь, в значительной степени, кроется специфика непредсказуемого
в проектировании и дальнейшем воплощении объекта зрелищного назначения.

В работе над проектом Московского международного дома музыки, совместно
с Ю.П.Гнедовским, М.М.Гавриловой и Д.С.Солоповым, мне и В.Д.Красильникову выпала роль быть главными архитекторами проекта, т.е. провести объект через все выше перечисленные стадии.

Поскольку авторский коллектив имел большой опыт проектирования зрелищных объектов, то составление технического задания для нас не составило трудностей. Эта работа прошла в тесном сотрудничестве с руководством камерного оркестра «Виртуозы Москвы», благодаря которому и была сформулирована концепция здания. Она включала два филармонических зала, основанных на архитектурной акустике, и один театральный с трансформируемым сценическим пространством
и развитой электроакустической системой под зданием. Согласно градостроительному нормативу, предусматривалась автостоянка для публики, которая, при взаимодействии с парковочными местами под площадью искусств должна была обеспечить необходимую потребность в стоянках для автолюбителей.

Непредсказуемость в развитии объекта наступила на завершающем этапе строительства, когда отлитый из бетона остов и выложенные стены уже давали представление о будущем сооружении. Искушение «адаптировать здание
к интересам текущего момента» коснулось прежде всего театрального зала. Принимается решение приспособить его для выступления варьете. Эта идея подкрепилась совпадением отметок пола кухни запроектированного рядом ресторана и планшета сцены, а значит открывала прямой доступ горячим блюдам, через карман сцены к столам в партере. Для нас и строителей эта идея обернулась переделкой уже отлитого в бетоне амфитеатра – ступени стали шире, т.к. кресла для варьете должны иметь откидной столик для бутылки шампанского. Изменилась и цветовая характеристика фойе – в ней появились нотки недвусмысленной откровенности, что, впрочем, оказалось не так уж плохо.
После завершения преобразований, поступает новое указание, говорящее о том, что размещение варьете в храме высокого искусства недопустимо. Во всех залах должна звучать только симфоническая музыка в ее естественном звучании.

Естественно, наш театральный зал для этих целей не подходил. В результате выполненных дополнительных акустических расчетов и строительных мероприятий, над авансценой и партером навис достаточно массивный трехлепестковый акустический козырек, который своей плоскостью перекрыл значительную часть уже смонтированных софитных подвесов. В результате, зал используется как театральный, никому не нужный акустический козырек висит над партером, а в фойе, публику радуют яркие стены несостоявшегося варьете.

К моменту завершения общестроительных работ сменилась дирекция будущего учреждения культуры – ММДМ. На смену команды В.Т.Спивакова временно пришла команда А.С.Ворошило, бывшего директора Большого театра. В ходе знакомства с доверенным новому руководству объектом, мы получаем замечание: в Большом зале отсутствует оркестровая яма, а над сценой декорационные подъемы, необходимые для постановки оперно-балетных спектаклей. К счастью купол над Большим залом был уже смонтирован, и до открытия Дома музыки оставалось всего несколько месяцев. Отвечать на подобное замечание было просто некогда. Вопрос эксплуатации Большого зала стал наиболее острым.

После торжественного открытия здания в присутствии Президента страны
и данной им высокой оценки работы, зал стал местом проведения престижных корпоративных тусовок, сопровождавшихся музыкальными шоу со специальными световыми и электроакустическими эффектами. Конечно, составляя и утверждая задание на проектирование мы не подозревали о таком развороте событий. Дополнительное светотехническое оборудование под акустическим потолком, металлические декоративные конструкции и акустические системы на сцене, устанавливаемые различными прокатными фирмами, не только исказили образ зала, но и стали создавать реальную угрозу безопасности в здании.

Дополнительные поверочные расчеты несущей способности ферм перекрытия купола, и определенные запретительные меры, в какой-то мере ограничили алчные претензии к залу. Значительно улучшилась ситуация с появлением органа. На фоне великого инструмента «попса» растерялась.

Вопрос безопасности сооружений, связанных с массовым пребыванием публики, возникший в последние годы, коснулся эксплуатационных качеств многих зрелищных объектов. Появление электромагнитных рамок контроля при входе значительно изменило проектную пропускную способность входной группы. Предвидя это, следовало бы изменить баланс площадей, иначе выстроить группы административных помещений и т.д. Состояние неопределенности, вдруг проявившееся в толковании основных правил по безопасной эксплуатации здания с подземными автостоянками, привело к тому, что на стоянку под Домом музыки не допускаются автомобили зрителей. К чему было ломать копья в экспертизе, обеспечивая градостроительный норматив расчетного количества машиномест?
Проблема безопасности в условиях объективно возникающей непредсказуемости развития встала перед нами в работе над другим достаточно большим проектом – культурно-спортивного и общественно-делового центра в Марьино в Москве.
Его площадь 135,0 тыс.кв.м., диаметр круглого в плане здания, исходившего
из конфигурации участка, 210 м. Имея дело с инвестиционным проектом,
где постановлением Правительства определена доля города, получаемая
им под «ключ», мы столкнулись с неожиданной ситуацией – выпустить стадию «Проект» до появления реальных совладельцев коммерческих секторов центра, т.е. функционального наполнения значительной части его площадей. В ходе проектирования необходимо было продумать планировочную схему, которая бы, прежде всего, обеспечивала безопасность и жизнеспособность объекта при любых формах его дальнейшего использования. Таким образом, важной частью работы стала подготовка и согласование на Московском и Федеральном уровнях ГОМЧС России специальных технических условий безопасности комплекса.

Членение огромного сооружения на кварталы, деление на многочисленные отсеки – все это результат не только компоновочной работы, но и соблюдения поставленных перед нами условий.

На стадии проектирования закладываются не только технические характеристики здания, но и регламенты его дальнейшей эксплуатации, касающиеся не только инженерных и технологических систем здания, но и конструктивной основы.
На мой взгляд, составление индивидуальных регламентов для уникальных объектов, связанных с массовым пребыванием публики, необходимый инструмент не только для обеспечения безопасности их использования, но и сохранения архитектурного облика сооружения, регулирование границ его модернизации
в ходе неизбежных «идеологических» новаций.

Советник РААСН
Заслуженный архитектор России С.В.Гнедовский

 
« Пред.   След. »
 
 
© 2021 ПНКБ Архитектура и культурная политика: проектное научно-консультативное бюро
При копировании материалов ссылка на источник необходима.
  
    Яндекс цитирования Rambler's Top100