Сантехника
умягчители воды
Рестораны Харькова
Стеклопакеты Харьков
Столица австралии
 
 
архитектура
и культурная политика
 
проекты
история бюро
наш коллектив
наши достижения
партнёры
контакты
вакансии
новости бюро
медиа
обская панорама

Театральная архитектура на Пражской квадриеннале-2007 Печать
14.10.2007 г.
Главной темой квадриеннале всегда было искусство сценографии. Архитектура присутствовала на ней как «мать искусств», удостоенная уважения и поэтому исторически ей отводилось почетное место, по своей экспозиционной площади, почти равное работам театральных художников и сценографов. Видимо, этому способствовало и то, что масштабы театрального строительства, до наступления относительной экономической стагнации, были больше. Квадриеннале 2007 года несколько изменило традицию. Уличные перфоманс, молодежный театр, национальные экспозиции сценографии заполнили весь знаменитый павильон бывшей Пражской промышленной выставки.

Театр на воде в Потсдаме Г.БоймаТеатральная архитектура в этот раз была представлена скромно – двадцать три участника национальных экспозиций уместились на антресоли центрального зала, под ней, среди молодежной тусовки – результаты конкурса архитектурной комиссии ОИСТАТ – «Театр на воде».

Несмотря на сравнительно небольшое количество участников архитектурного раздела выставки, экспозиция выглядела достаточно содержательной, прежде всего благодаря реализованным проектам, представлявшим не столько концептуальные направления в области Театр на воде в Потсдаме Г.Боймаорганизации театрального пространства, сколько добротную архитектуру. Среди «звездных» имен архитекторов можно было увидеть работы Ф.Гери (США) и Д.Фостера (Великобритания). Наибольшее число построенных театров и театральных залов оказалось в экспозициях США, Великобритании и Нидерландов, причем последняя вновь представила работы хорошо известного комиссии ОИСТАТ архитектора – Оно Грейнера, в портфолио которого более семидесяти объектов, большинство из которых театральных. Британия последовательно развивает линию национального театра, - тяготеющего к елизаветинской традиции, - это небольшие залы, с вынесенной вперед сценой, как правило, ярусные, принципиально лишенные архитектурного декора.

Театр на воде в Потсдаме Г.Бойма Новый театр в Потсдаме (Германия)архитектора Г.Бойма - расположен в парке, его летящие красные кровли рассекают объем сценической коробки и зрительного зала, куда, сквозь стеклянные стены проникает дневной свет. С театром в Потсдаме перекликается центр исполнительских искусств в Нью-Йорке Ф.Гери, так же размещенный в парке и своей пластикой стремящийся укрыть неуклюжий технологический скелет театрального построения. Глядя на разрезы обеих построек, как впрочем, и многих других современных проектов, обнаруживается очевидная борьба архитектурной мысли с постулатами глубинной колосниковой сцены. Убрать ее внешние признаки в виде вздымающейся колосниковой коробки – по-прежнему остается одной из важнейших композиционных задач. Реконструкция театра в Билефилде. Германия Архитектурно-консалтинговое бюро Р.ДобертоНужно заметить, что помимо работы Ф.Гери, американский институт театральной технологии подготовил экспозицию «театральное пространство для новой генерации», в которой показал 17 новых театральных и концертных залов в стране за последние четыре года.

Германия, помимо театра в Потсдаме, представила масштабную реконструкцию исторического здания драматического театра в Билефильде, выполненную архитектурно-консалтинговой фирмой Р.Доберто. Авторы пошли по пути создания современного театра в исторической оболочке, при этом достаточно оригинально решен акустический потолок зрительного зала с использованием металлической сетки. При общем взгляде на выставку, большинство концептуальных проектов выглядело достаточно скучно, если не были привязаны к какой-либо неожиданной реальной ситуации, как например, работа архитектора Жака Планти под названием «Утопия, страна – утопия. Трансформация тоннеля». Предложение содержало идею развития городского тоннеля, как театрального пространства, в котором линейно располагаются четыре театральные площадки.

Реконструкция театра в Билефилде. Германия Архитектурно-консалтинговое бюро Р.ДобертоРоссийская экспозиция была посвящена реконструкции и реставрации здания Александринского театра в Санкт-Петербурге. Работа успешная, объединившая огромный труд реставраторов, инженеров и театральных технологов. В прошлом году, на Всероссийском смотре архитектуры этот объект был удостоен высшей награды – «Хрустальный Дедал». Решение жюри Пражской Квадриеннале оказалось неожиданным. Золотая медаль за лучшее театральное здание не была присуждена. Жюри отметило специальным дипломом экспозицию Испании «за оригинальный дух и призыв к общественной защите исторических театральных зданий». На примере Барселоны показано формирование общественного движения, объединившего директоров театров, художников, архитекторов, литераторов и др. представителей культурной элиты города, провозгласившего «манифест» в защиту старых театральных зданий. Центр драматического искусства в Нью-ЙоркеНа фоне основной экспозиции, выставки, конкурс ОИСТАТ «Театр на воде» выглядел романтическим дополнением темы архитектура и театр. Как известно, комиссия ОИСТАТ, в организации конкурсов, обращается к архитектурной молодежи в надежде получить свежий взгляд на взаимоотношения двух искусств. Темы конкурсов обращаются либо к конкретной градостроительной ситуации, как это было с конкурсами для Москвы (театр в саду «Эрмитаж»), Амстердама и Праги, либо самим авторам предлагалось выбрать город и архитектурную среду, позволявшую наиболее ярко выявить идею организации театрального пространства. Именно последняя исходная позиция была положена в основу программы конкурса «Театр на воде». При оценке работ международное жюри руководствовалось следующими критериями:
1. Качество аудитории, т.е. композиция театрального пространства.
2. Взаимосвязь между зданием и окружающей средой.           
3. Оригинальность идеи.
4. Планировочная организация здания.
5. Качество доклада.       
6. Общее впечатление.

Центр драматического искусства в Нью-ЙоркеВсего было представлено 159 работ из 27 стран, что несколько меньше предыдущих результатов, где значительная доля работ приходилась на Российских участников (на этот раз только 3). После тщательного отбора жюри сочло возможным выставить в Праге лишь 44 проекта. В своем комментарии жюри отметило, что цель конкурса найти условия для спектакля в зале 500 мест, а также идея взаимосвязи между водой и сушей не была выявлено в полной мере. Авторы фокусировали свое внимание на воде и игнорировали условия для осуществления театрального представления и наоборот. Жюри решило не присуждать первой премии. Вторую премию присудили работе молодых архитекторов из Ганновера (Германия) – Театр на Венецианском канале. Идея проекта состояла в том, что платформы с местами для зрителей и сцена плавают по знаменитым каналам. Фасады здания обращенные к воде с их балконами и окнами становятся непрерывной декорацией. В дополнение к платформе, по воде должен скользить баллон с помещенными в него танцорами. Третья премия присуждена группе архитекторов из Дрездена – «Манхеттен пирс. 13 театров». Идея работы состояла в использовании одного из Манхеттенских пирсов для линейного размещения на нем череды театральных залов различной сценографической организации, а также создание условий для спонтанного возникновения театрального действия на фоне городских кварталов и океанской глади. На мой взгляд, работа отвечает многим критериям жюри и достаточно профессионально выполнена. В целом, конкурс продемонстрировал определенную стагнацию идей, что заставило жюри задуматься о необходимости большей конкретизации в выборе целей будущих конкурсов, с возможностью их опоры на проблемы реальных мест возведения театральных сооружений.

Центр драматического искусства в Нью-ЙоркеПражская Квадриеннале продолжает оставаться крупнейшим смотром в области сценографии и театральной архитектуры. Она по-прежнему позволяет разглядеть и оценить векторы развития театральной культуры и ее преломление в архитектуре театра. На этот раз успех выставки был связан с признанием Российской сценографической школы, удостоенной высшей награды – Золотой квадриги. Имена Давида Боровского, Сергея Бархина, Олега Шейнциса и других прекрасных художников – единомышленников, творчеству которых была посвящена экспозиция, тесно связаны с архитектурой, т.к. в их работах всегда присутствует философское отношение к  театральному пространству – основе театральной архитектуры

Гнедовский С.В.

 
« Пред.   След. »
 
 
© 2021 ПНКБ Архитектура и культурная политика: проектное научно-консультативное бюро
При копировании материалов ссылка на источник необходима.
  
    Яндекс цитирования Rambler's Top100